Применение щебня в дорожном строительстве
Удельный вес материалов в стоимости строительства дорог превышает 60%. Это не только асфальт, но и многослойный пирог дорожного полотна, большей частью состоящий из песка и щебня. В РФ и других странах действуют различные стандарты, регламентирующие качество материала, описывают виды и способы его применения.
Виды щебня для дорожных работ
- Гранитный. Представляет собой отличный заполнитель для высокомарочного бетона, полезен при возведении железнодорожных насыпей, подушек автодорог. В зависимости от задачи определяется нужная фракция гранитного щебня: 5-10, 20-40 или 40-70 мм.
- Известковый. Щебень осадочных скальных и рыхлых горных пород, таких как известняк, не отличается такой же высокой прочностью и устойчивостью к агрессивным факторам среды. Однако его характеристики достаточны для подушки при закладке несущего слоя, укрепленного неорганическим вящим, или благоприятных геологических и климатических условиях в регионе.
При выборе щебня учитывается фракционный состав, форма зерен, марка материала по прочности, морозостойкости и износу. При оценке пригодности специалисты обращают внимание на содержание примесей, водопоглощение и насыпной вес.
Преимущества гранитного щебня
Эксперты в области дорожного строительства рекомендуют использовать натуральный гранит в местах с большим объемом осадков, высоким уровнем грунтовых вод. Ввиду высокой материалоемкости, желательно, чтобы камень добывался где-то недалеко от строящегося объекта.
Гранит обладает немалыми преимуществами:
- высокая плотность;
- механическая прочность;
- однородность;
- качественное сцепление слоя;
- отсутствие вымывания;
- низкая лещадность;
- экологичность и безвредность для здоровья.
Повышенная стоимость в сравнении с осадочными породами компенсируется надежностью и долговечностью материала. Дорожная одежда с гранитом отлично приспособлена для большегрузного транспорта, круглогодичного интенсивного движения. Марка камня по прочности может превышать М1000, что расширяет возможности возведения объектов различного назначения. Морозостойкость достигает 400 циклов.
Другие гранитные стройматериалы
Натуральный камень нередко служит дорожным покрытием. Пиленая гранитная брусчатка особенно часто встречается в исторических городских районах, садово-парковых зонах, загородных домах. При рассмотрении некоторых подобных дорого Царской России и Старой Европы их качество оказывается настолько высоким, что они эксплуатируются по сей день.
Укладка гранитной брусчатки осуществляется по шовной или бесшовной технологии. Первая распространена в загородных хозяйствах. Зазоры между элементами заполняются гравием и песком, что способствует естественному отводу дождевой воды. Бесшовное мощение – прерогатива транспортных артерий и тротуаров в городской черте. Такое покрытие хорошо сопротивляется деформации под нагрузкой.
Помимо брусчатки из гранита изготавливаются накрывочные плиты, ограждения, столбики, бортовой камень. Эти элементы ограничивают проезжую часть и оформляют окружающее пространство, являясь эффективным и простым в использовании инструментом в руках архитектора.